Главная :: События, факты, мнения :: Публикации :: Транспортная стратегия Томской области: на земле, в небесах, и на море

Публикации

Транспортная стратегия Томской области: на земле, в небесах, и на море

22 августа, в пресс-центре «Интерфакс-Сибирь» прошла встреча председателя комитета по транспорту, связи и дорожному комплексу администрации Томской области Вячеслава Андрюшина с журналистами. Темой конференции была «Стратегия развития транспортной сети Томской области». В перечень обсуждаемых вопросов попали проблемы и перспективы развития водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

По словам Вячеслава Андрюшина, на недавно состоявшемся высшем экономическом совете администрации Томской области рассматривался вопрос развития транспортной системы области. Основная предпосылка – вхождение региона в транспортную сеть Российской Федерации. По мнению чиновников администрации, область имеет полную возможность стать полноправным участником подобных взаимоотношений.

Главными пунктом работы является реализация проектов типа Северо-Сибирской магистрали, в осуществлении которого заинтересован целый ряд регионов. Как сообщил председатель комитета, во вторник на совещании в Москве присутствовали представители собственно Томской области, Ханты-Мансийского округа и Красноярского края. Также заинтересована в проекте Иркутская область. Томичи озвучили на встрече свой план мероприятий, который предлагается по реализации этого проекта.

Отметим, что обсуждаемая на совещании Северо-Сибирская магистраль вошла, по заявке томичей, в «Стратегию развития ж/д до 2030 года» и протянется по целому ряду населенных пунктов, таких как Нижневартовск, Белый Яр, Лесосибирск. В районе Усть-Илимска она замкнется на БАМ.

Как выразился В. Андрюшин, «проект Северо-Сибирской Магистрали носит весьма масштабный характер и гораздо интереснее БАМа. Тем не менее, он имеет возможность быть реализованным. Субъекты РФ в нем заинтересованы, так как тому имеются экономические предпосылки - освоение нижнего Приангарья, развитие УрФО. В результате, это позволит наладить транспортные отношения между регионами и снизить издержки предпринимателям, которые будут вкладываться в развитие производства».

Что касается фактических данных, то они таковы: предположительная протяженность новой ветки - около 2 000 км. Подсчитанная, исходя из проектов-аналогов, стоимость составляет порядка 6-10 млрд долларов. То есть, отметил В. Андрюшин, стоимость строительства одного километра железнодорожной магистрали в подобных условиях обходится в 3-5 млн долларов.

Одной из функций «СевСиба» станет разгрузочная миссия. На него перейдет часть грузопотока «Транссиба», на последнем останутся только контейнерные и пассажирские перевозки. Что, в свою очередь, позволит стать Транссибу скоростной магистралью, путем сообщения международных транспортных связей, так как он проходит ближе к восточным границам государства.

Уже в самое ближайшее время, ориентировочно в первой половине сентября, должно состояться совещание у полпреда СФО Анатолия Квашнина, куда будут приглашены заместители глав регионов и сами сибирские губернаторы. На нем и будет происходить обсуждение конкретного соглашения, которое будет разрабатываться на исполнительном уровне:

«Предварительно планируется создание определенной коммерческой структуры, которая будет образована субъектами РФ, и будет являться заявителем и организатором реализации всей стратегии и концепции «СевСиба» в целом»,
- сообщил В. Андрюшин.

«Предлагается несколько такая модель финансирования и реализации этого проекта, и заключается она в следующем: использование возможностей бизнеса и вхождение в Инвестиционный Фонд РФ. В этом случае, необходимо на каждый рубль Фонда привлечь 3 рубля от бизнеса, который вложится не в инфраструктуру транспорта, а в первую очередь, в свое развитие. В этом и заключается частичное государственное партнерство».

На деле, будет оцениваться, сколько стоит строительство - в Фонд подают проекты, полностью подкрепленные бизнес-расчетами, затем идет защита бизнес-плана. Специально привлекаются международные аккредитованные компании-консультанты (к примеру, Мировой банк), которые инспектируют предложение заявителей.

По предварительным оценкам администрации, Томская область имеет возможность подать заявку в Инвестиционный Фонд в марте 2008 г. К тому времени будет принято решение о создании «корпорации» по СевСибу, будут внесены средства в уставной капитал. Предполагается что субъекты, как члены этой корпорации, будут обращаться в Фонд именно за софинансированием. То есть, уже созданная корпорация сама начнет за счет средств, которые в нее заложили, разрабатывать проектно-сметную документацию, а Инвестиционный Фонд подключится по ходу.

«Если будет принято решение выделить деньги в конце августа, то надо ожидать, что в 20-х числах сентября конкурс будет объявлен. Мы уже приступили к согласованию и обсуждению технического задания с регионами. К концу сентября мы должны выйти на поиск того консультанта, который доведет нас до победного конца», - резюмировал Вячеслав Андрюшин.

Второе направление, которое выделяет администрация области в транспортной сфере, это строительство автомобильных дорог и выход на межрегиональные трассы, такие например, как на Тайгу. Вячеслав Андрюшин напомнил о том, что дорога до Басандайки уже существует. Если немного продлить ее – как раз до Тайги, то таким образом вскоре можно получить новый выход на Кемеровскую область. А также, в перспективе, более короткий подъезд к Новосибирской области через Болотное.

Дорожное строительство уже идет, на него выделяются серьезные средства; в этом году более 300 млн руб. будет затрачено из федерального и областного бюджетов. Деньги, как уточнил председатель комитета, будут направлены и на уже существующие объекты Томской области, в первую очередь, будет проводиться реконструкция дорог, к примеру, участков дороги Могильный Мыс – Парабель.

Следующий немаловажный пункт мероприятий – развитие авиационного комплекса.

«Томский аэропорт, на взгляд многих специалистов является весьма перспективным, ввиду того, что через нашу область проходит ряд воздушных трасс, в том числе международных. Мы находимся посередине маршрутов, и являемся достаточно экономически эффективной точкой для осуществления поставок, перераспределения грузов. Соответственно, планируется увеличение грузопотока, и, в случае расширения возможностей аэропорта - взлетно-посадочных полос, международного терминала - мы привлечем на территорию Томской области гораздо большие грузопотоки»,
- сообщил он.

В. Андрюшин сообщил, что для открытия международного терминала в Томском аэропорту необходимо решение правительственной комиссии, и «осталось уговорить буквально несколько ее членов – над этим вопросом работает Оксана Витальевна Козловская. Шанс того, что мы получим статус международного сектора – очень высок. Я думаю, что в будущем году этот статус будет дан».

По его словам, все зависит от финансовой стороны дела. Если будет пассажиропоток и, соответственно, доход - достаточный для вливания и строительства подобного рода крупных сооружений - то, безусловно, в будущем возможно дальнейшее расширение. Сейчас же надо начинать с малого – «есть ведь не только Дальнее Зарубежье, есть Казахстан и другие страны СНГ, не говоря уже о том, что очень плотно наши взаимоотношения складываются с Сингапуром, Китаем», - отметил В. Андрюшин.

На вопрос журналистов об иных аэропортах области, Вячеслав Андрюшин ответил, что компания «Московское Речное пароходство», которая планирует работать в Томской области, одним из вопросов ставит именно создание региональной авиационной компании, которая будет работать на малой авиации. Однако, как заметил председатель комитета, «надо понимать, что федеральное законодательство выставляет очень жесткие требования к устройству аэропортов. Тотальный досмотр, ограждения периметров ВПП и аэропорта – это достаточно серьезные затраты. Ищутся различные варианты устройства взлетных площадок – не аэропортов. Схема отрабатывается - безусловно, малая авиация на территории области нужна и будет развиваться».

Что касается речного транспорта, то планы у администрации на его развитие тоже имеются. Он достаточно перспективен за счет того, что около 70 % речных путей на территории СФО проходят по Томской области. Также, в какой-то степени, все основные нефтяные, газовые месторождения, так или иначе, находятся вблизи рек.

«Не секрет, что на данный момент наши причальные возможности в районе Томска несколько ограничены, и не могут пропустить все те грузы, которые необходимо замкнуть на город. И поэтому идет речь о развитие причально-портовых сооружений, что тоже надо прорабатывать для удобной транспортно-логистической схемы»,
- отметил председатель комитета.

На сегодняшний момент наблюдается сложная ситуация с устройством пути на реках, из-за чего возникает ряд проблем – в частности, сокращение навигационного периода, а, следовательно, и снижение грузооборота. Тем не менее, в области были по максимуму сохранены определенные речные перевозки, а возникающие периодически с ними проблемы решаются.

«Речной транспорт не умер. Сейчас нет сообщения Томск-Нижневартовск и дальше по течению, просто это невыгодно стало речникам. Тем не менее, есть сообщение Каргасок-Калтагорск. Безусловно, модернизация коснется и пассажирских перевозок»,
- заявил В. Андрюшин.

Естественно, что при реализации подобных объектов становится очевидной необходимость создания крупного центра логистики. По мнению комитета администрации, таковой может располагаться в районе Аэропорта и Предтеченска, так как там имеются предпосылки транспортного выхода на Тайгу, Юргу и Новосибирск. Стоит учесть также изменения объема грузопотока, а как отмечает председатель комитета – «сейчас грузопоток по ж/д - 8 миллионов тонн, к 2015 г. ожидается удвоение, к 2030 г. – увеличение в 5 раз. Да и в целом тенденции одинаковы – в ближайшее время произойдет рост объема перевозок в 2-3 раза».

«На администрацию выходят крупные компании логистики, которые желают придти на рынок Томской области. Но на настоящий момент крупную компанию заинтересовать сложно, так как нет планируемых грузопотоков. Они появятся только тогда, когда увидят, что этот бизнес у нас перспективен, в первую очередь это выход региона на транзитный уровень. Если мы отработаем правильно стратегию развития, осветим всевозможные и интересные вопросы для бизнеса, защитим эту стратегию на уровне правительства РФ, соответствующих министерств, это будет тот документ, который и послужит очень сильным толчком для привлечения инвестиций в транспортную отрасль», - подчеркнул Вячеслав Андрюшин.


Источник: ИА «Интерфакс-Сибирь»
Опубликована: 23 августа 2007 г.

Последнии публикации

25 июля Время «гринфилда». В Томске создают Центр биомедицины и биотехнологий

21 июня «Прорыв» на подступах к БРЕСТу

31 мая В Сибирь с Елисейских полей. Французские атомщики изучали опыт российских коллег

24 мая Умный архив. Как СИБУР на U-NOVUSе проблемы цифровизации решал

1 марта Росатом и Томская область расширили соглашение в сфере цифровизации