Главная :: События, факты, мнения :: Публикации :: Лучше, оперативнее, дешевле. Зачем нужна административная реформа

Публикации

Лучше, оперативнее, дешевле. Зачем нужна административная реформа

Власть пытается реформировать саму себя. Система систему. Нормально ли это? Какие цели преследуют чиновники? И чего ждать от этой реформы жителям области? Об этом наш разговор с заместителем губернатора по кадровой политике П. Чубиком. 

- Петр Савельевич, многие плохо представляют себе, что такое административная реформа, для чего она проводится. Одни считают, что непременно должен смениться кадровый состав власти, другие, что государство выстраивает жесткую вертикаль, третьи надеются, что к управлению станут больше привлекать общественность. Каковы основные направления административной реформы? 

- Задачи просты и понятны. Это повышение удовлетворенности граждан деятельностью органов исполнительной власти области по оказанию государственных услуг. Второе - сокращение административных ограничений в предпринимательстве и повышение действенности мер против коррупции. И, наконец, повышение эффективности исполнительной власти области. Согласитесь, быть противником таких намерений невозможно.

- Люди обращаются к власти для того, чтобы получить услугу. Так было, так будет. А что же изменится? 

- Власть должна не просто оказать услугу, а сделать это быстро, качественно и по возможности без больших затрат. Вот пути для совершенствования. Мы сейчас занимаемся разработкой и внедрением административных регламентов (стандартов) государственных услуг и государственных функций. 

- Не бюрократизма ли это? 

- Нет, должен быть четко прописан регламент предоставления этой услуги. Зачем? Ну вы же, обратившись за услугой, должны знать, какие нужно принести документы, куда принести, сколько минут будете стоять в очереди, когда вам дадут ответ, по каким основаниям могут отказать, где вы сможете обжаловать такое решение. Все это четко расписывается. Что это даст? Значительное сокращение сроков предоставления услуги, уменьшение количества посещений гражданами органов исполнительной власти, сокращение числа документов, необходимых для получения услуги. Разве это плохо?

Есть общие стандарты разработки административных регламентов предоставления государственных услуг и государственных функций.

- В чем их различие? 

- Услуга для народа, который должен понимать, как она оказывается. А стандарт государственных функций - это для власти, ведь над предоставлением услуги может работать не один орган исполнительной власти, причем как федеральной, региональной, так и местной. Это их внутреннее дело, как они должны сработать, чтобы качественно и своевременно эту услугу населению оказать. 

- И что же уже удалось зарегламентировать? 

- В прошлом году был разработан и утвержден пилотный административный регламент на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку эта функция с регионального уровня была передана на уровень муниципальных образований. В Асиновском и Молчановском районах это уже работает. 

Разработали регламенты на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции; регламент на лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов. 

Разработан и утвержден, но пока не реализован регламент предоставления государственного имущества Томской области в аренду. 

И еще один важный документ - административный регламент на предоставление государственной услуги - выдача лесорубочного билета, ордера и лесного билета. Для сельской местности это очень актуально, ведь несколько десятков тысяч человек обращаются за этой услугой. Но пока мы обязаны этот документ доработать, потому что с нового года введен новый Лесной кодекс (там лесного билета нет, но есть договоры, то есть услуга осталась, но в другой форме). 

Таким образом, в прошлом году разработали в качестве пилотных пять регламентов. 

- Нынче работа продолжается? 

- В этом году   внутри исполнительной власти области должны быть разработаны регламенты еще на 34 наиболее массово востребованные услуги. Замечу, у нас на уровне субъекта зафиксировано примерно 2200 услуг и функций. 

В федеральных органах власти тоже идет разработка регламентов. 

- Если такими темпами будем это делать, то до окончания века работы хватит... 

- Не стоит думать, что это все затянется на долгие годы, мол, нынче пять регламентов разработали, на будущий год еще столько же. Эта работа ведется во всех без исключения субъектах РФ. Два-три года поработаем, а потом Министерство экономического развития и торговли, которое является идеологом этой реформы, весь этот пакет соберет и снабдит им все субъекты. 

- Почему нельзя было создать общие регламенты для всех субъектов федерации? 

- Представляете, сколько институтов должны действовать в Москве для того, чтобы разработать 2200 регламентов для субъектов и для всех федеральных структур? Москва отберет лучшие регламенты для предоставления услуг, и они станут обязательными для всех субъектов. То есть получим лучший результат за небольшие деньги из федерального бюджета, потраченные на организацию конкурсов.

- Какие услуги зарегламентируют в ближайшее время?

- Многие. Например, разработка и контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи в части реализации территориальных программ государственной гарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; выдача разрешений на оказание платных медицинских услуг областными и государственными учреждениями здравоохранения; контроль за соблюдением лицензиата при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции. 

- Регламенты - это правила игры, которые определяет власть. Не означает ли это, что власть будет действовать в своих интересах? 

- Замечу, все документы проходят общественные слушания (направляются в общественную палату области, в торгово-промышленную палату области, во все профессиональные сообщества). По меньшей мере, на каждый из регламентов делается три заключения общественности. Участвуют и народ, и профессиональные сообщества. 

- Сегодня, когда человек не знает правил игры, получает какую-то услугу, не знает, сколько придется ходить, решится ли вопрос положительно. Он готов даже расстаться с какой-то суммой денег, лишь бы не мучиться... 

- Вот когда правила игры будут четко расписаны, взятку давать будет не нужно, ведь вы получаете уверенность, что услугу окажут в течение, скажем, недели. Уверен, мы доживем до того времени, когда приличное количество услуг будет оказываться через Интернет. 

Но административный регламент на бумаге - это полдела. Нужны помещения, технические средства, хорошо обученные сотрудники. Это, согласитесь, не самые дешевые мероприятия. В Омске, например, есть многофункциональный центр оказания услуг, на который потрачено 113 млн руб. Но населению удобно: просторно, быстро, все в одном месте (и жилищную субсидию оформить можно, и пособие по уходу за ребенком, и многое другое). 

- С этого года работу губернаторов будут оценивать по множеству критериев. Это значит, что и жизнь нашего региона оценят с пристрастием... 

- Вторая задача административной реформы - создание в органах исполнительной власти организационных и нормативно-правовых основ для внедрения системы управления по результатам. С момента создания Стратегии развития Томской области эта работа ведется. Определены девять приоритетных целей, расписано, в каком направлении и с какой скоростью двигаться. Согласно указу президента теперь эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ будет оцениваться по 77 показателям. Я называю это ЕГЭ для губернаторов. К 1 сентября В. Кресс должен будет отчитаться по этим показателям за 2006 г.

- Интересно, как будет выглядеть этот отчет? 

- У нас сегодня в администрации работает 52 структуры, каждая из них готовит ДРОНДы (доклады о результатах основных направлениях деятельности). Вот из чего будет складываться общая картина. Но доклад будет не только о выполнении, достижении показателей, нужно еще эти показатели спрогнозировать на три года вперед. 

- Скажите, а у губернаторов есть возможность залакировать действительность, чуточку приукрасить? 

- Показатели области будут сравниваться со среднероссийским уровнем, с нормативным значением показателя, установленного, рекомендованного в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Возможна ли лакировка? Большинство показателей являются показателями госстатистики, а остальные показатели пять-семь федеральных структур будут проверять и перепроверять. В такой ситуации лакировать действительно сложно. 

- Правда ли, что за каждым замом губернатора, департаментом закреплены определенные показатели из этих 77? 

- Да, я, например, отвечаю за два показателя. Первый - удовлетворенность населения деятельностью власти. Второй - затратная часть (расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя области).

- Любопытно, а  кто и как сможет определить, насколько народ доволен деятельностью исполнительной власти? Сами чиновники, глядя на народ из окон «Белого дома», сделают выводы и протрубят о своих успехах президенту? 

- Действительно, этот показатель очень емкий, интегральный. Ведь на него может повлиять все что угодно - и уровень жизни населения, и степень открытости власти, и бюджетная обеспеченность территории, и даже настроение человека на момент опроса. Судите сами: нахамили в магазине человеку, и кажется ему, что все плохо, значит, власть виновата. Или, наоборот, живет тяжело, а оформил в этот день без проблем жилищную субсидию, и жизнь кажется милее, и власть краше. На самом деле, оценивать степень удовлетворенности населения деятельностью исполнительной власти будет несколько независимых федеральных структур по результатам социологических исследований. 

- А если рассмотреть второй показатель, за который вы отвечаете, как планирует томская власть: сократить расходы или все-таки разумно увеличить ведь работы-то прибавилось? 

- Сплюсовать все расходы и поделить их на количество жителей - вроде бы легкая задача... Но если мы говорим о том, что власть должна быть эффективной, то она должна государственные услуги качественно оказывать, и функции свои выполнять, но при этом еще и не очень дорого обходиться налогоплательщикам. Исходя из этого мы вроде должны запланировать снижение этих расходов в расчете на одного жителя области? Но я вам скажу, что полномочий нам из федерации передают все больше и больше. Так, с января 2008 г. мы должны заниматься лицензированием и оценкой образовательной деятельности, лицензированием медицинской и фармацевтической деятельности, охраной памятников культуры области. Как мы можем планировать снижение расходов на чиновников, если число чиновников не по зависящим от нас причинам растет в связи с тем, что нам передают полномочия из федерации? Поэтому мы запланировали рост расходов, но только на инфляционную составляющую. 

- Итак, административная реформа набирает обороты. Видимо, без дополнительных средств и при реформировании не обойтись. Так откуда деньги? 

- Все, что мы делаем в рамках административной реформы, осуществляется преимущественно на деньги, выигранные в федеральных конкурсах. В прошлом году мы получили 14,5 млн руб., нынче - 9,6 млн руб. В этом году мы имеем из 49 субъектов, которые выиграли в конкурсе, третий результат по рейтингу, но семнадцатый - финансовый. Нас опередили те, кто заявил о создании многофункциональных центров оказания государственных услуг. Мы тоже заявляли такой проект, но Министерством экономического развития и торговли при отборе был установлен следующий критерий: центр должен занимать не менее 1000 квадратных метров. Мы предлагали поменьше. То есть проиграли по формальным показателям. 

- Петр Савельевич, сформулируйте коротко основную цель административной реформы, чтобы каждый житель нашей области понял: такие гонки по вертикали нам нужны. 

- Идеи заложены абсолютно простые, но чрезвычайно привлекательные: сделать власть более эффективной, есть способной   работать лучше, оперативнее и дешевле.


Источник: Газета «Красное знамя»
Опубликована: 28 августа 2007 г.

Последнии публикации

25 июля Время «гринфилда». В Томске создают Центр биомедицины и биотехнологий

21 июня «Прорыв» на подступах к БРЕСТу

31 мая В Сибирь с Елисейских полей. Французские атомщики изучали опыт российских коллег

24 мая Умный архив. Как СИБУР на U-NOVUSе проблемы цифровизации решал

1 марта Росатом и Томская область расширили соглашение в сфере цифровизации