Главная :: События, факты, мнения :: Публикации :: Томской «пищевке» по силам накормить не только Сибирь

Публикации

Томской «пищевке» по силам накормить не только Сибирь

Лучшего показателя состояния продовольственной безопасности в регионе, чем полки в магазинах, не сыскать. Но заставленные разными яствами прилавки интересуют покупателя лишь с потребительских позиций – многим не важно, откуда товар, главное, чтобы было свежее, вкусное и подешевле. А зря, стоило бы поинтересоваться. Ведь продукт с коротким плечом доставки больше отвечает потребительским запросам. Региону нельзя без собственной пищевой основы – молочных и мясных продуктов, овощей, хлеба, напитков, в том числе алкогольных. Как ни крути, местная пищевая промышленность обеспечивает продовольственную независимость. Хорошо поставленное самообеспечение продуктами питания (сложные процессы управления, забота об АПК, гибкая ценовая политика, формирование продовольственных запасов на все случаи жизни) много говорит о социальных приоритетах региона. Свое ли едят томичи?

Основной инстинкт

Как-то перечитывая книгу Гиляровского «Москва и москвичи», снова восхищался описанием обеда для трех друзей в ресторане. Вначале они закусили янтарным балыком, белорыбицей с огурчиком, икоркой, потом официанты принесли ветчину, тыкву с огурцами, семгу, мозг на обжаренном хлебе, селедку малосольную, потом пошел расстегай с налимьей печенью, рюмочка водки под салат «Оливье». Только после этого подали горячую закуску – селянку на сковородке и большой расстегай. Далее – горячее: телячьи котлеты, лососина на гриле. А завершился обед жареным поросенком с кашей. Все это хорошо запивалось беленькой со слезой.

Многие из нас после такого обеда даже не добрались бы до больницы. Но сейчас речь не об этом: прошло полтора века, а вкусы людей почти не изменились. И сейчас такие продукты в достаточных количествах есть в наших магазинах. Нет ничего, что местные пищевики не производили бы.

– В целом динамика пищевой промышленности региона, без сомнения, подлежит высокой положительной оценке, – подчеркивает начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области Константин Чубенко. – За последние несколько лет производство качественных продуктов увеличилось в разы. И спрос на них растет. Такому хорошему состоянию рынка есть объяснения. Прежде всего это связано с четкой политикой – инвестиционной, управленческой, развитой коммерческой жилкой – умением быстро реагировать или предугадывать потребности рынка. Еще один фактор – большинством томских предприятий руководят собственники бизнеса. Эти настоящие профессионалы с огромным опытом, они в деле не одно десятилетие. Часть из них – выходцы из советских пищевых предприятий, для них вообще нет производственных секретов. Еще одна категория пищевиков – представители некогда ликвидированных промышленных предприятий в 1990-х: талантливые инженеры и специалисты в поисках своего дела начинали все с нуля. Некоторые из них сумели привлечь освободившиеся трудовые ресурсы, создать мощные коллективы и занять свою нишу. Яркие примеры можно наблюдать в рыбопереработке или производстве майонеза.

Вкусовой нюанс

Некоторые томские пищевики вообще занимают почти весь местный рынок: так в птицеводстве и свиноводстве. У предприятий создана мощнейшая переработка для получения конечного продукта. Поэтому в рамках одной группы компаний можно получать максимальную добавленную стоимость. Сами выращивают, сами перерабатывают, исключают посреднические схемы и лишние логистические цепочки, могут легко работать с оптимальной ценой для предприятия и для потребителя.

Еще один фактор, способствующий росту пищевого рынка Томской области, – доверие жителей к местной продукции. Производители делают добротную еду, люди привыкают к отменному качеству. Пищевики чутко реагируют на массовые вкусы: концерн «КДВ» после нескольких обращений вернул томскому потребителю традиционный и любимый вкус «Птички». Население предпочитает томское и отвечает на качество рублем. В этом же ряду молочка – томские компании формируют предпочтения в том числе и в других регионах страны. Бывает, закупают там сырье и возвращают готовую продукцию под томским брендом – она идет нарасхват.

Современные технологии нацелены на удешевление себестоимости, оптимизацию процессов производства. К сожалению, индустриальные объемы не всегда сохраняют те органолептические особенности, к которым привык потребитель. В знакомом продукте люди ищут вкус из детства, и никакой химический улучшитель не заменит того, что сделано с душой и по традиционным ГОСТам. При замене человеческих рук на автоматизированные линии продукт иногда теряет вкусовой и визуальный шарм, за которым люди готовы постоять в очереди. Но к большинству томских предприятий в этом отношении нет претензий, их трудно упрекнуть в бездушности продукции. Нам есть чем гордиться.

Золотой фонд

Томскую «пищевку» можно разделить на несколько групп и направлений. Но есть общая основа, золотой фонд томской пищевой промышленности. Предприятия, входящие в эту группу, не только собирают значимые награды на многочисленных выставках, но и заслужили народную любовь и уважение.

– Не хочу, конечно, быть понятым превратно, но для меня образец предприятия – это «Томское пиво», – уверяет Константин Чубенко. – Мы были на крупнейшем предприятии безалкогольных напитков в Белоруссии: огромные объемы производства минеральной воды, березового сока. Попробовали – очень вкусно, настоящий эксклюзив. Предприятие с гордостью презентовали как ведущее производство республики. Но меня там ничего не удивило. Потому что наше «Томское пиво» на голову серьезней и выше классом по организации всех процессов. Взять хотя бы культуру производства, у томичей она европейского уровня.

На «Томском пиве» применяются самые передовые технологии, в том числе без участия человека. Развитый менеджмент качества позволяет выходить на значительные объемы производства напитков и поставлять их чуть ли не во все регионы страны. «Томское пиво» – гордость и экономическая опора региона, крупнейший налогоплательщик и работодатель – почти 800 рабочих мест с зарплатой выше средней по региону.

– Я бы отметил еще и мукомолов, – продолжает начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области. – Хлеб – один из главных показателей продовольственной безопасности. Томские мельницы – тоже наша гордость и узнаваемый за пределами региона бренд. Мы почти не производим продовольственную муку по климатическим условиям. У нас нет своего пищевого зерна, но на последней выставке «Золотая осень» в Москве «Томские мельницы» взяли серебряную медаль за качество своей ржаной муки. По пшеничной муке они получили высокую положительную оценку от Роскачества на предмет полного соответствия ГОСТам. Наша мука на 100% соответствует всем хлебопекарным стандартам. Практически весь хлеб, который мы едим каждый день, испечен из томской муки.

Творческий поиск

На лидирующих позициях в своих отраслях столпы продовольственной безопасности – Межениновская птицефабрика и «Сибирская Аграрная Группа». Благодаря их работе регион на 100% обеспечен мясом птицы и свининой, продуктами и деликатесами. Для экономики Томской области деятельность этих предприятий – это рабочие места, налоги, социальная стабильность. А для людей – вкусный продукт, без которого не обойдется ни один стол.

– Большой интерес к нашей продукции проявили российские регионы, наши колбасы пользуются огромным спросом, – говорит Константин Чубенко. – Ареал распространения ширится – у предприятий есть планы поставок и за пределы РФ.

Уникальный альянс торговли и производства – компания «Лама». Мощности своего пищевого комбината (мясопереработка, хлебопечение, кулинария) и развитая сеть позволяют доставлять потребителю свежайшие продукты.

В кластере кондитерских производств вне конкуренции «Антонов двор». Этот комбинат несет яркую радость в каждый дом. Он внедрил все необходимые стандарты по качеству, использует исключительно томские компоненты своих коллег по пищевому цеху, томское сырье. Это лучшее сочетание цены и качества на основе широчайшего ассортимента. Пять-семь лет назад торты на заказ были дорогим удовольствием. «Антонов двор» смог существенно снизить цену на них в условиях промышленного выпуска. Еще одно достижение компании – диверсификация бизнеса в части сервиса и услуг. Предприятие развернуло сеть фирменных магазинчиков-кофеен: уютно, удобно и очень тепло. «Антонов двор» тоже развивает свою сеть и в других регионах.

– Производственная компания «Сава» – наш ледокол, – улыбается Константин Чубенко. – Она одна такая на рынке дикоросов. Больше половины успехов Томской области в заготовительной деятельности достигнуты благодаря этой компании. Каждый год расширяют ассортимент, выдают различные новинки – соки, нектары с пектинами. Для разных возрастных категорий потребителей и даже для лиц, работающих на вредном производстве. Все время в творческом поиске – пробуют, экспериментируют, используют компоненты и сочетания продуктов, которых нет ни у кого на рынке – брусника с мятой, облепиха с имбирем.

Томский продукт уже есть

Сибирская ореховая компания – дерзкий новичок, органично вписавшийся в группу томских пищевых мастодонтов. Вернее, саму компанию новичком назвать трудно. Но она сделала большой прорыв: за последние три года заняла сладкую нишу в переработке дикоросов. Причина взлета – не бывает худа без добра. Кондитерская фабрика «Красная звезда» сократила ассортимент, высвободились сотрудники, в том числе и технологи. Ореховая компания пригласила их на работу, и с этого начался их стремительный рост. Люди с опытом смогли в разы увеличить линейку и объемы выпуска. Часть продукции стала брендом, распространяется даже за рубежом.

Появится ли томский региональный продукт?

– Мы думаем над этим проектом и способами его раскрутки, – без раздумий отвечает Константин Чубенко. – Но, в принципе, такие изделия уже есть. Они продаются в крупных супермаркетах многих городов, включая премиальные (например, московская «Азбука вкуса») и пользуются бешеной популярностью. Это кедровое молочко от компании «Сава» и «Кедровый грильяж» от Сибирской ореховой компании. Они очень точно передают весь колорит и многообразие вкусов нашей земли. И это эксклюзив.

Кроме лидеров в томской пищевой промышленности трудятся десятки больших и маленьких коллективов разных форм собственности, потребкооперации. Они без выходных и праздников пекут хлеб, варят варенье, коптят рыбу и мясо, варят сыры, сбивают масло. Они кормят нас и заслуживают за свой труд самые высокие оценки и слова благодарности.

 

Справка «ТН»

В пищевой промышленности Томской области работают 470 предприятий с общей численностью 10,3 тыс. человек. 40% производимой продукции распространяется за пределами региона. В 2015 году «пищевка» перечислила в консолидированный бюджет области более 4,1 млрд рублей налоговых платежей.

Награды за стол

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин принял участие в праздновании Дня работников пищевой промышленности, которое состоялось 15 октября в театре драмы.

Богатые прилавки и стенды представили компания «Сава», Межениновская птицефабрика, свинокомплекс «Томский», «Деревенское молочко», «Антонов двор», «Сибирский кедр», «Кахетия», «Лама», «Томские мельницы», «Провансаль», колпашевские «Нептун-прод» и рыбозавод, асиновская «Руслана» и другие.

Поздравляя томских пищевиков с профессиональным праздником, губернатор Сергей Жвачкин отметил, что уровень пищевой промышленности отражает ситуацию в экономике и достаток людей.

– Если хорошо работает экономика, люди получают достойную заработную плату, посещают магазины, способствуя развитию пищевых производств. Сегодня, пообщавшись с вами, увидев ассортимент и качество вашей продукции, я еще раз убедился в устойчивости экономики нашей области, – подчеркнул глава региона.

Сергей Жвачкин вручил работникам пищевых предприятий федеральные и областные награды.

– Замечательные люди работают в вашей отрасли. Уверен, вы продолжите баловать нас вкусной, полезной, качественной продукцией, – обратился к награжденным и присутствующим в зале томский губернатор.

Справка «ТН»

В сентябре Томская область осуществила поставки агропромышленных товаров в Китай, регионы Сибири и Дальнего Востока. В Китай отправлено более 800 тонн кедрового ореха. В регионы Сибири и Дальнего Востока отправлено 3 284 тонны муки и 408 тонн отрубей пшеничных. В Амурскую область и Хабаровский край вывезено 450 тонн картофеля.

На всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень» томскому рыбоперерабатывающему предприятию «Бриз» вручили знак качества. Пресервы «Сельдь в масле филе» и «Сельдь в масле кусочки филе» попали в категорию товаров повышенного качества.

За девять месяцев 2016 года в Томской области выросли объемы производства масла сливочного на 69,3%; творога – на 53,3%; сметаны – на 38,8%; кефира – на 17,5%; мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы – на 9,1%. Сократилось производство молока (на 16,5%), колбасных (на 14,8%) и хлебобулочных изделий (на 8,4%), пива (на 0,7%).

 


Источник: Томские новости
Опубликована: 21 октября 2016 г.

Последнии публикации

25 июля Время «гринфилда». В Томске создают Центр биомедицины и биотехнологий

21 июня «Прорыв» на подступах к БРЕСТу

31 мая В Сибирь с Елисейских полей. Французские атомщики изучали опыт российских коллег

24 мая Умный архив. Как СИБУР на U-NOVUSе проблемы цифровизации решал

1 марта Росатом и Томская область расширили соглашение в сфере цифровизации